1 курс
Курсовая работа на первом курсе обычно носит реферативный характер. Главная задача - найти литературу по заданной теме, ее прочитать и переработать, сделать обзорный текст, презентацию и доклад. Студенты могут предложить собственную тему (например, по минералам из своих коллекций, по поездкам и т.д.). Для выбора руководителя по своей теме можно обратиться к куратору группы.
Темы курсовых работ для студентов 105 и 112 группы в 2023-2024 учебном году
Темы и направления
|
Руководитель |
Комната, контакты |
1. Золото-серебряные месторождения вулканогенных поясов |
ст.преп. Аплеталин
Андрей Владимирович |
1913 |
- 2. Современные гидротермальные системы
3. Происхождение нефти
|
проф. Бычков
Андрей Юрьевич,
н.с. Николаева
Ирина Юрьевна,
|
104 |
4. Геохимические поиски месторождений нефти и газа
|
доц. Воробьев
Сергей Андреевич |
711 |
5. Тяжелые металлы в природных водах
|
проф. Гричук
Дмитрий Владимирович |
531 |
- 6. Биогеохимический цикл углерода
- 7. Ксенобиотики — новый класс загрязнителей водной среды
- 8. Применение геохимического подхода для оценки экологического риска
- 9. Оценка влияния геохимических факторов окружающей среды на здоровье населения
- 10. Оценка фактической и потенциальной биодоступности металлов из загрязненных почв: методики определения и области применения
- 11. Биовыщелачивание металлов (bioleaching) — один из современных способов переработки руд и отходов
|
н.с. Гришанцева
Елена Сергеевна |
102 |
12. Геохимические поиски месторождений
полезных ископаемых
|
асп. Балыкова Ирина Владимировна |
1913
irin701@gmail.com |
- 13. Методы усиления геохимического сигнала при геохимических поисках
-
14. Перспективы выявления серебряных месторождений на Чукотке
15. Геохимическая зональность рудных месторождений
|
с.н.с. Калько
Ильдар Анатольевич |
1913 |
- 16. Окаменелые леса: распространенность, происхождение, методы изучения
17. Геотермальная энергетика
|
н.с. Липатникова
Ольга Александровна |
502 |
18. Состав вод районов сульфидных месторождений: геохимические особенности и методы оценки
|
с.н.с. Лубкова
Татьяна Николаевна |
1913 |
19. Ртуть в природных водах и атмосферных осадках
|
асп. Салаватова
Джамиля Салаватовна |
102 |
- 20. Глобальный геохимический цикл ртути
- 21. Ртуть в гидротермальном процесе
- 22. Адсорбция как один из эффективных методов очистки загрязненных ртутью вод
23. Ртуть в волосах человека как индикатор загрязнения окружающей среды
|
асс. Фяйзуллина
Рената Вилевна |
102 |
24. Процессы кислотного дренажа при освоении сульфидных месторождений: обзор методов прогноза
|
м.н.с. Филатова
Ольга Романовна |
105
orlova8313@yandex.ru |
25. Методы анализа вещества в геохимии / экологической геохимии
|
н.с. Яблонская
Дарья Андреевна |
1913
daryabl@yandex.ru |
3 курс
На третьем курсе студенты выполняют работу по одному из научных направлений кафедры. Работа включает экспериментальные и аналитические исследования, обработку полученных данных и их интерпретацию. Ниже приведён список направлений с краткими описаниями для студентов.
Геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых описание
О направлении в целом
Объекты исследований:
Геохимические аномалии и их рудные источники.
Методика исследований :
- 1. Полевые работы на перспективных территориях, опробование горных пород, почв и донных отложений.
- 2. Лабораторные исследования: определение химического состава проб различными методами с использованием аналитических приборов.
- 3. Интерпретация полученных данных с учётом геологии и результатов минералогических исследований.
Цели и задачи направления исследований:
Выявление скрытого оруденения.
Затравка, интрига, ещё несколько слов об актуальности направления:
Рудные объекты, заметные глазом уже открыты, но есть возможность найти новые, используя геохимические методы.
Особенность процесса исследований, необходимые «склонности» и знания:
Необходим интерес к работе на результат. После 3 курса студенты участвуют в полевых работах на Чукотке.
Руководители:
доцент Николаев Юрий Николаевич
доцент Воробьёв Сергей Андреевич
асс. Аплеталин Андрей Владимирович
к.г.-м.н. Калько Ильдар Анатольевич
О курсовой работе
Цель и задача курсовой работы :
Освоить аналитический метод и применить его для решения поисковой задачи.
В чём заключается курсовая работа (3 курс):
Например: подготовить и проанализировать пробы рентгенофлюоресцентным методом, оценить достоверность, отобразить на картах, сделать вывод о закономерностях распределения химических элементов на изучаемой территории и о перспективности оруденения.
Чему можно научиться, выполняя курсовую работу:
Определять химический состав вещества
Оценивать надёжность данных
Работать с базами данных и в картосоставительских компьютерных программах
Воспринимать природный объект как систему, проявляющуюся на макро- и микроуровнях
Из чего складывается курсовая работа
Исходные материалы (что и откуда?):
Свежие пробы различных природно-геологических сред, отобранные на действующих поисковых объектах.
Реферативная часть (какую информацию собирать?):
Описания геологического строения, минералогические особенности руд изучаемого объекта. Описания других месторождений с похожими характеристиками. Методики исследований.
Собственные эксперименты (что нужно будет делать своими руками и головой?):
Подготовить пробы и проанализировать. При этом нужно адаптировать методику, учитывая особенности конкретного типа материала.
Проверка достоверности, Выводы, Представление (текст, графика, презентация, доклад):
Рассчитать характеристики, нарисовать схемы, сделать выводы.
Доступные аналитические методы, оборудование, аппаратура:
Метод индуктивно-связанной плазмы с масс-спектрометрией (ThermoFinnigan ELEMENT 2), рентгено-флуоресцентный эмиссионный метод (NITON XRF950), лазерно-искровой эмиссионный спектрометрии (LIBS), атомно-абсорбционная спектрометрия (Analytikjena ContrAA700).
О возможности развития темы в перспективе
В чём может заключаться бакалаврская работа (4 курс):
Решение прикладных задач, например, оценка прогнозных ресурсов.
Возможность дальнейшего развития темы в магистратуре, аспирантуре:
Возможно продолжить работу по направлениям: выявление зональности полей, типизация, построение геохимической модели, реконструкция условий образования, выявление признаков перспективных объектов и т.д.
Существует ли востребованность в специалистах этого направления:
Специалисты по геохимическим методам поисков способны решать производственные задачи, поэтому востребованы в горнорудных компаниях.
Есть ли примеры успешного трудоустройства:
«Kinross Gold Corporation», «Руссдрагмет», «Анюй ГРЭ», «Геохимпоиски», Geoprospects ltd.
Примеры названий тем состоявшихся курсовых, бакалаврских, магистерских работ:
3 курс:
Использование рентгенофлуоресцентного анализа при поисках и разведке золото-серебряного оруденения (в условиях Чукотки)
Зональность первичных ореолов Удерейского золото-сурьмяного месторождения
(Красноярский край)
Бакалавр:
Геохимическая зональность золоторудного месторождения Железный Кряж (Забайкальский край)
Прогнозная оценка медно-порфирового оруденения Баимского рудного узла по геохимическим данным
Магистр:
Количественная оценка золото-серебряного оруденения на Водораздельной площади (Западная Чукотка)
Геохимические поиски и оценка золото-серебряного оруденения в условиях полузакрытых территорий (на примере Новофирсовского узла, Алтайский край)
Предполагается ли знакомство с другими научными и производственными организациями в процессе работы:
Совместная работа с организациями, проводящими горные и поисково-разведочные работы на металлически полезные ископаемые.
Контакты:
Калько Ильдар Анатольевич, к.717, (495)-939-12-73
описание
Экспериментальное исследование поведения элементов в гидротермальном процессе описание
Объекты исследования:
Современные геотермальные системы Камчатки,
Олово-вольфрамовые месторождения, связанные с гранитами.
Методы:
-
1. Исследование растворимости минералов в автоклавах,
-
2. Определение форм переноса элементов расчетным методом,
-
3. Химический анализ термальных вод.
Цель работы:
Выявление причин формирования месторождений полезных ископаемых.
Руководители:
д.г.м.-н. доцент Бычков Андрей Юрьевич,
к.г.-м.н. научный сотрудник Николаева Ирина Юрьевна
Контакты:
к.104 тел. (495)-939-12-39
описание
Поведение редкоземельных элементов в гидротермальном процессе
описание
Объекты исследования:
Олово-вольфрамовые месторождения, связанные с гранитами.
Методы:
-
1. Химический анализ минералов и горных пород методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (ICP-MS) на приборе Element-2
-
2. Термодинамические расчеты.
Цель работы:
Реконструкция источников и эволюции гидротермальных растворов.
Руководители:
д.г.м.-н. доцент Бычков Андрей Юрьевич,
Контакты:
к.104 тел. (495)-939-12-39
описание
Эколого-геохимические исследования описание
О направлении в целом
Объекты исследований:
Зоны загрязнения (геохимические аномалии) в компонентах окружающей среды – воздухе, почвах, донных отложениях, растительности – и их реальные и потенциальные источники в городах и горнорудных районах.
Цели и задачи направления исследований:
Оценка имеющегося загрязнения и его прогноз на основе установления закономерностей распределения и поведения элементов в условиях существующей и/или планируемой производственно-хозяйственной деятельности.
Методика исследований :
- 1. Полевые работы - опробование атмосферных выпадений, почв, вод, донных отложений, растительности.
- 2. Лабораторные исследования – пробоподготовка, определение химического состава и форм нахождения элементов в пробах различными инструментальными методами.
- 3. Интерпретация полученных данных с учётом физико-географических и геологических характеристик объекта и характера хозяйственной деятельности.
Затравка, интрига, ещё несколько слов об актуальности направления:
Постоянно растущее негативное воздействие на окружающую среду, приводящее к загрязнению ее компонентов химическими элементами, требует постоянного внимания, а развитие новых технологий производства обеспечивает разнообразность и широту проводимых исследований.
Особенность процесса исследований, необходимые «склонности» и знания:
Исследования носят комплексный характер и подразумевают выполнение разнообразных анализов с использованием современного оборудования (очень приветствуются руки, растущие из нужного места!). После 3 курса, во время практик, студенты участвуют в полевых работах (география объектов – от Москвы и близлежащих областей до Чукотки).
Руководители:
н.с. Липатникова Ольга Александровна
н.с. Гришанцева Елена Сергеевна
н.с. Яблонская Дарья Андреевна
н.с. Лубкова Татьяна Николаевна
О курсовой работе
Цель и задача курсовой работы :
Освоить аналитический метод и применить его для решения эколого-геохимической задачи (например, оценить состав пылевых выпадений вблизи автомагистрали или завода, распределение токсичных элементов в почвах и донных отложениях, охарактеризовать состав воды и дать оценку ее качества, определить формы нахождениях металлов и др.).
В чём заключается курсовая работа (3 курс):
Необходимо подготовить и проанализировать пробы (рентгено-флуоресцентным, атомно-эмиссионным спектрометрическим, масс-спектрометрическим с ИСП или др. методом), оценить достоверность (метрологию) полученных результатов, отобразить данные на графиках, диаграммах и картах, сопоставить их с фоном и нормативами, сделать вывод о уровнях и опасности загрязнения и его возможных источниках.
Чему можно научиться, выполняя курсовую работу:
Проводить пробоподготовку и определять химический состав и формы нахождения элементов в почвах, водах, донных отложениях, атмосферных выпадениях и растительности
Оценивать достоверность полученных данных, проводить их систематизацию и картографирование
Использовать геохимические и санитарно-гигиенические показатели для оценки загрязнения отдельных природных сред и экосистемы в целом
Из чего складывается курсовая работа
Исходные материалы (что и откуда?):
Пробы различных природных сред и техногенных образований, отобранные на полигонах исследования - в границах особо охраняемых природных территорий; в зонах воздействия промышленных и транспортных источников; в районах, где проводятся геологоразведочные работы.
Реферативная часть (какую информацию собирать?):
Физико-географический очерк, описание геологического строения, состава оруденения и схемы отработки месторождения или характеристика промышленных и транспортных источников, оказывающих воздействие на объект исследования. Описание экологических ситуаций в районах с похожими характеристиками. Методики исследований.
Собственные эксперименты (что нужно будет делать своими руками и головой?):
Подготовить пробы и их проанализировать с использованием стандартных или адаптированных к данному исследованию схем.
Проверка достоверности, Выводы, Представление (текст, графика, презентация, доклад):
Рассчитать характеристики, нарисовать схемы, сделать выводы.
Доступные аналитические методы, оборудование, аппаратура:
Метод индуктивно-связанной плазмы с масс-спектрометрией (ThermoFinnigan ELEMENT 2), рентгено-флуоресцентный эмиссионный метод (NITON XRF950), атомно-абсорбционная спектрометрия (ContrAA700), атомно-эмиссионная спектрометрия с дуговым разрядом (АЭС-ДР) с фотоэлектрической регистрацией спектров, инверсионная вольт-амперометрия, методы химического анализа и потенциометрии.
О возможности развития темы в перспективе
В чём может заключаться бакалаврская работа (4 курс):
Решение теоретических и прикладных задач. Например, определение форм нахождения элементов для моделирования процессов миграции токсикантов; характеристика распределения и подвижности элементов в компонентах окружающей среды; оценка загрязнения и его динамики.
Возможность дальнейшего развития темы в магистратуре, аспирантуре:
Можно продолжить работу по направлениям: эколого-геохимическая оценка и мониторинг; построение моделей формирования техногенных ореолов и потоков рассеяния; типизация и характеристика различных видов воздействия на окружающую среду; термодинамическое моделирование для прогнозирования поведения элементов при изменении внешних условий и т.д.
Существует ли востребованность в специалистах этого направления:
Специалисты по эколого-геохимическим исследованиям способны решать научные и прикладные задачи, поэтому востребованы не только в исследовательских институтах, но и в государственных природоохранных организациях, частных компаниях, оказывающих экологические услуги, в соответствующих отделах различных производственных организаций.
Есть ли примеры успешного трудоустройства:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Министерство экологии и природопользования Московской области, ФГУГП «Гидроспецгеология», ЗАО «Лиггет-Дукат», ОАО «Газпром промгаз», ОАО «Лукойл».
Примеры названий тем состоявшихся курсовых, бакалаврских, магистерских работ:
3 курс:
Определение содержания тяжелых металлов в высшей водной растительности Иваньковского водохранилища
Оценка состава атмосферных пылевых выпадений по данным рентгено-флуоресцентного анализа
Методики последовательных экстракций Tessier и Rauret для определения форм нахождения микроэлементов в донных отложениях
Бакалавр:
Геохимические закономерности формирования микроэлементного состава донных осадков, придонных и поровых вод (на примере Иваньковского водохранилища)
Эколого-геохимическая оценка Мангазейской площади (Чукотка)
Влияние хвостохранилища Урупского горно-обогатительного комбината на состояние поверхностных водотоков
Магистр:
Эколого-геохимическая оценка воздействия геологоразведочных работ на окружающую среду в рудных районах Камчатки
Поведение тяжелых металлов в почвах вблизи автомагистралей
Экспериментальное исследование и термодинамическое моделирование форм нахождения микроэлементов в донных отложениях озер Удомля и Песьво
Предполагается ли знакомство с другими научными и производственными организациями в процессе работы:
Работа по отдельным темам производится совместно с Институтом водных проблем РАН, ООНР «Камчатский экологический центр» (КЭЦ), организациями, осуществляющими геологоразведочные работы на металлические полезные ископаемые.
Контакты:
Лубкова Татьяна Николаевна, к.717, (495)-939-12-73
описание
Геохимические и термодинамические модели гидротермального рудообразования описание
О направлении в целом
Объекты исследований:
Гидротермальные месторождения разных типов.
Цели и задачи направления исследований:
Реконструкция источников рудных компонентов и флюида, физико-химических параметров, механизмов концентрирования и разделения элементов при формировании рудных тел и ореолов жильных полиметаллических, колчеданных, эпитермальных золоторудных и других типов гидротермальных месторождений на основе развития методов равновесно-динамического моделирования и геохимических исследований.
Методика исследований :
В исследовании реализуются два направления – термодинамическое и геохимическое.
Термодинамическое (равновесно-динамическое) моделирование на ЭВМ – развитие алгоритмического и программного обеспечения для расширения возможностей моделирования геохимических процессов на ЭВМ, разработка новых методик моделирования, построение и исследование свойств количественных термодинамических моделей формирования рудных тел и ореолов. Основой моделей является рассмотрение гидротермальных систем от областей формирования рудоносных растворов до областей рудо- и ореолообразования, как взаимосвязанной и саморегулирующейся последовательности событий. Термодинамическое моделирование базируется на пакете программ HCh, созданном на кафедре геохимии и являющемся одним из лучших в мире для моделирования геохимических процессов.
Геохимическое направление - исследование закономерностей распределения рудных, сопутствующих и редкоземельных элементов по разрезам через рудные тела и околожильные породы для создания геологической модели объектов и верификации результатов моделирования. Эталонными объектами для изучения процессов жильного рудообразования являются полиметаллические месторождения Садонского рудного района (Северная Осетия), по которым накоплена представительная база данных (пробы, образцы, шлифы и аншлифы) и регулярно проводятся полевые работы, задачи которых во многом определяются результатами моделирования.
Затравка, интрига, ещё несколько слов об актуальности направления:
Узнать, как и почему происходило образование месторождений миллионы лет назад можно только на основе обобщения первичной геологической информации в рамках термодинамических моделей. Основой решения проблемы является построение и анализ свойств количественных термодинамических моделей гидротермальных рудообразующих систем, направленных на развитие физико-химической теории гидротермального процесса, выявление причин, условий и механизмов формирования селективного, концентрированного и вкрапленного оруденения для создания новых критериев поиска рудных объектов.
Особенность процесса исследований, необходимые «склонности» и знания:
Последовательность процесса исследования: сбор первичной геологической информации по объекту или процессу (температуры, давления, минералы, составы пород, предполагаемые составы первичных растворов, изменение параметров во времени и пространстве и др.) по литературным или собственным данным; создание логической схемы процесса или геологической модели; поиск и подготовка необходимой термодинамической информации (если каких-то данных не хватает в базе термодинамических данных Unitherm, которая входит в состав программного комплекса HCh); описание системы, динамики и последовательности расчетов средствами, предлагаемыми HCh; получение результатов и их обработка; сопоставление результатов моделирования с данными по реальному объекту – это называется верификацией; уточнение исходной геологической модели и т.д. Многие из перечисленных этапов уже сформированы для определенного типа процессов или месторождений, но существует необходимость корректировки и развития.
Знания приобретаются в процессе обучения, полевых исследований и выполнения научно-исследовательских работ (курсовой, бакалаврской, магистерской).
Необходимые склонности: фантазия и абстрактное мышление при подготовке геологической модели процесса или объекта, терпение при работе с огромным количеством численных данных, которые являются результатом термодинамического моделирования (обработка данных проводится при использовании программы Excel).
Руководители:
профессор Борисов Михаил Васильевич (к. 711),
профессор Гричук Дмитрий Владимирович (к. 712),
доцент Бычков Андрей Юрьевич (к. 104),
научный сотрудник Бычков Дмитрий Алексеевич (к. 101).
О курсовой работе
Цель и задача курсовой работы :
ОПолучение нового знания и новых данных о конкретном месторождении (например, закономерности изменения составов рудных тел по разрезам через них) или об отдельных деталях гидротермального процесса (например, данные о формах нахождения элементов в гидротермальном растворе). Эти данные необходимы для создания и корректировки геологической модели объектов и верификации результатов моделирования.
В чём заключается курсовая работа (3 курс):
На третьем курсе требуется освоения одного или нескольких методов исследования при решении конкретной задачи для того или иного природного объекта. Это могут быть различные методы аналитической геохимии или только освоение методик термодинамического моделирования с использованием программного комплекса HCh.
Чему можно научиться, выполняя курсовую работу:
Узнать новое о геологии конкретных типов месторождений и физико-химических параметрах гидротермального рудообразования, освоить один или несколько методов исследования и способы обработки аналитических данных, проводить расчеты с использованием программного комплекса HCh, построение различного типа графиков при обработке результатов, обобщение результатов и подготовка презентаций для докладов.
Из чего складывается курсовая работа
Исходные материалы (что и откуда?):
При изучении жильных Pb-Zn месторождений Садонского горнорудного района Северной Осетии – имеются пробы рудного вещества по разрезам через жилы и околожильные породы с необходимыми привязками в пространстве различных месторождений района, пробы вмещающих пород, образцы, шлифы и аншлифы для оптической микроскопии или микрозондового анализа, геологические карты и разрезы. Полевые работы проводятся в подземных выработках месторождений района, но часть материала отбирается в наземных маршрутах.
Реферативная часть (какую информацию собирать?):
Геолого-геохимическая характеристика месторождений района исследований (работа с производственными отчетами, картами, статьями и монографиями): геологии района в целом и конкретного месторождения, структуры контролирующие оруденение, возраста, анализы пород, фоновые содержания рудных элементов, жилы и их размах, составы растворов, температуры, давления, метасоматоз, главные жильные и рудные минералы, стадийность рудообразования, элементы примеси и др.
Для метода исследования необходимо описать физическую основу, аппаратуру, требования к подготовке проб, эталоны, условия съемки (экспозиция и т.д.), методика расчетов содержаний, расчет погрешностей, точность, правильность.
Собственные эксперименты (что нужно будет делать своими руками и головой?):
Предварительная подготовка проб к анализу: дробление и истирание, перевод в растворенную форму. Определение содержаний рудных (Fe, Zn, Pb, Cu, As, Sb, Ag), сопутствующих (Ca, Mn, Sr) и редкоземельных элементов в 10-15 пробах рудных жил и вмещающих пород. Установление корреляционных связей между элементами и закономерностей распределения элементов.
Проверка достоверности, Выводы, Представление (текст, графика, презентация, доклад):
Все аналитические определения сопровождаются метрологическими характеристиками.
Выводы в работе делаются на основании новых полученных результатов.
Обычно курсовая работа 3 курса не превышает 25-30 страниц (12 кегль, через один интервал) и включает в себя следующие разделы: оглавление, введение, геолого-геохимическая характеристика объекта исследования или литературный обзор по теме, результаты исследования (методики использованные в работе, таблицы содержаний элементов, метрологические характеристики), обсуждение результатов (графические данные, описание закономерностей распределения элементов, сопоставление с другими данными и др.), выводы, список литературы, приложения.
Защита курсовой работы происходит на кафедре (комиссия из преподавателей и сотрудников). Обязательна презентация из 10-15 слайдов. На доклад дается 10 минут. После доклада ответы на вопросы, отзывы руководителя и рецензента.
Доступные аналитические методы, оборудование, аппаратура:
Рентгено-флуоресцентный анализ – РФА (определение рудных и сопутствующих элементов в порошковых рудных пробах, рентгено-флуоресцентный анализатор Niton XL3t или Niton FXL); атомно-абсорбционный анализ - АА (определение содержаний элементов в рудных пробах после разложения в кислотах, атомно-абсорбционный спектрометр ContrAA 700); масс-спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой – ИСП-МС (определение содержаний редкоземельных элементов в пробах после разложения в кислотах, Element-2).
Данная аппаратура имеется на кафедре геохимии и студенты-геохимики проходят практикум по её использованию в рамках курса «Методы геохимических исследований» (осенний семестр 3 курса).
О возможности развития темы в перспективе
В чём может заключаться бакалаврская работа (4 курс):
Обычно, если на 3 курсе в исследовании использовались только данные определения содержаний элементов и выводы на их основе, то в бакалаврской работе добавляется термодинамическое моделирование.
Возможность дальнейшего развития темы в магистратуре, аспирантуре:
Если у студента не возникает других интересов в геохимии или других направлениях, то работа продолжается в магистратуре и, возможно, в аспирантуре. Все зависит от работоспособности студента.
Существует ли востребованность в специалистах этого направления:
Научные организации Российской академии наук (РАН), научно-производственные организации Министерства природных ресурсов (МПР), университеты России и развитых стран, научные и производственные сектора горнорудных компаний.
Есть ли примеры успешного трудоустройства:
Многое зависит от того, что считать успешным.
Интересная научная работа, но невысокая зарплата – Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского (ГЕОХИ РАН), Волкова М.М. (защита магистерской работы в 2010 г., кандидатской диссертации в 2013 г.); кафедра геохимии геологического факультета МГУ, Липатникова О.А. (защита магистерской работы в 2007 г., кандидатской диссертации в 2011 г.)
Приличная зарплата, работа в геологии – ЗАО «ГЕЯ», Овсянникова А.М. (защита магистерской работы в 2011 г.); Компания «Шлюмберже» в России, Зунтов М.М. (защита дипломной работы в 2005 г.).
Примеры названий тем состоявшихся курсовых, бакалаврских, магистерских работ:
3 курс:
Закономерности распределения элементов в полиметаллических жилах рудной зоны Цагарсар (месторождение Джими, Северная Осетия).
Бакалавр:
Распределение элементов в полиметаллических жилах месторождения Джими и параметры гидротермального рудообразования.
Формы переноса золота в гидросульфидных растворах.
Магистр:
Распределение элементов в свинцово-цинковых жилах Джимидонского месторождения и исследование термодинамических моделей полиметаллического жильного рудообразования
Закономерности распределения элементов в рудных телах жильных полиметаллических месторождений и модели их формирования.
Предполагается ли знакомство с другими научными и производственными организациями в процессе работы:
С представителями практически всех ведущих научных организаций можно знакомиться на совещаниях и конференциях различного уровня, на которых представляют свои результаты студенты, начиная с 3-4 курса (ГЕОХИ, ИГЕМ, ИЭМ и многие другие).
ОАО «Севосгеологоразведка» (Владикавказ) – на полевых работах в Осетии.
Контакты:
профессор Борисов Михаил Васильевич (к. 711),
профессор Гричук Дмитрий Владимирович (к. 712),
доцент Бычков Андрей Юрьевич (к. 104),
научный сотрудник Бычков Дмитрий Алексеевич (к. 101).
описание
Адсорбция ртути на латеритах описание
Объекты исследования:
Латеритные коры выветривания
Методы:
-
1. Экспериментальное изучение адсорбционно-десорбционных процессов для Hg0 и Hg2+ на латеритных корах выветривания при различных условиях
-
2. Анализ жидких и твёрдых проб методом атомно-абсорбционной спектрометрии (ААС) на приборе «УКР-1МЦ» с приставками «ПАР-3м» и «УВН-1А»
-
Цель работы:
Изучение геохимической миграции ртути в латеритных корах выветривания
Руководители:
н.с. Фяйзуллина Рената Вилевна ,
н.с. Макарова Марина Александровна
Контакты:
ком. 102, тел. 8(495)939-49-43
описание
Темы курсовых работ 3 курса в 2022-2023 учебном году
Темы и направления
|
Руководитель |
Комната |
1. Дистанционные методы в геохимических поисках. |
ст.преп. Аплеталин
Андрей Владимирович
|
718 |
2. Состав и условия формирования трахитов вулкана Ван-Тянь (Северо-Восточный Китай) |
проф. Бычков
Андрей Юрьевич,
с.н.с. Андреева
Ольга Андреевна (ИГЕМ РАН) |
712, 104 |
3. Исследования в области геохимии гидротермальных систем |
проф. Бычков
Андрей Юрьевич,
д.г-м.н. Тагиров Борис Робертович
(ИГЕМ РАН) |
712, 104
|
-
4. Оценка перспективности полиметаллических объектов по геохимическим данным (на примере Рудного Алтая)
5. Оценка алмазоносности объектов Якутии по геохимическим данным
|
доц. Воробьев
Сергей Андреевич |
715 |
6. Биогеохимическая аккумуляция тяжелых металлов в системе «вода-донные отложения-гидробионты» (на примере Иваньковского водохранилища) |
н.с. Гришанцева
Елена Сергеевна |
717 |
7. Формы нахождения металлов в природных водах |
н.с. Дроздова
Ольга Юрьевна |
Ц-11
drozdova_olga@yahoo.fr |
8. Строение и фракционный состав аэрозольных ореолов автотранспортных магистралей |
доц. Воробьев
Сергей Андреевич,
с.н.с. Лубкова
Татьяна Николаевна |
715,
718 |
- 9. Уточнение поисковых моделей рудных месторождений
10. Редкоземельные элементы при распознании геохимических типов месторождений |
с.н.c. Калько
Ильдар Анатольевич |
717 |
- 11. Гидрогеохимическая характеристика родников заказника Воробьёвы Горы
12. Термодинамический расчет форм нахождения токсичных металлов в подземных водах Московской области с использованием программных пакетов HCh и MINTEQ |
н.с Липатникова
Ольга Александровна |
715 |
- 13. Эколого-геохимическая характеристика родников (район исследований обсуждается)
|
н.с Липатникова
Ольга Александровна
н.с Яблонская
Дарья Андреевна |
715,
717 |
14. Оценка кислотопродуцирующей способности пород с применением стандартизованных геохимических тестов |
с.н.с. Лубкова
Татьяна Николаевна,
н.с Яблонская
Дарья Андреевна |
718,
717
daryabl@yandex.ru |
15. Портативные приборы при решении экологических и поисковых задач |
с.н.с. Лубкова
Татьяна Николаевна |
718 |
16. Литохимические поиски в условиях Чукотки
17. Геохимическая зональность медно-порфировых месторождений
|
доц. Николаев
Юрий Николаевич |
717 |